Координатор белорусского центра — о том, какую помощь беженцы из Украины могут получить в Варшаве
Free Belarus Center был создан в Киеве в августе 2020 года для помощи белорусским политическим беженцам в Украине. Сейчас из-за войны он временно находится в Варшаве и мобилизует все силы на помощь людям, вынужденным бежать из-под обстрелов. «Наша Ніва» поговорила с его координатором Полиной Бродик.
Полина Бродик
«Наша Ніва»: Как изменилась ваша работа с началом войны?
Полина Бродик: Мы были вынуждены реагировать на вызовы времени.
Пришлось выехать в Польшу, находимся не только в Варшаве, наша команда сейчас разбита на несколько городов, некоторые остались в Украине.
«НН»: В чем заключается ваша деятельность сейчас?
ПБ: Это несколько направлений.
В первую очередь, эвакуация из Киева до границы или до Львова. Мы не проводим границы между белорусами и небелорусами, мы даем эвакуационные автобусы для всех желающих. Изначально это, конечно, были наши сограждане, со временем все больше и больше заявок начало приходить от украинцев и других граждан, которые жили и живут сейчас в Украине.
Ежедневно мы отправляем из Киева по несколько автобусов, в последнее время это три автобуса в день. То есть ежедневно мы вывозим по 150 человек, дальше они сами решают: остаются ли на западе страны, едут ли в Польшу и дальше.
На нашем транспорте выехало около тысячи человек.
Помогаем с временным приютом во Львове. Сейчас есть возможность предоставить жилье на определенное время, пока человек не решит все свои вопросы.
«НН»: А может ли так случиться, что белорусские общественные организации останутся без поддержки (ведь сейчас она прежде всего нужна украинцам)?
ПБ: Я думаю, все зависит от того, насколько та или иная организация будет соответствовать актуальным вызовам современности. Если их деятельность будет направлена в том числе и на помощь Украине, то проблем быть не должно.
Но сейчас практически все переориентировали свою деятельность. Даже «Байсол» начал помогать с релокацией из Украины. Можно говорить, что сегодня мы все в одной лодке.
«НН»: Насчет бюрократических аспектов: какие есть трудности у белорусов, эвакуирующихся из Украины? Или, может, какие-то вещи сейчас осуществить проще?
ПБ: Сейчас очень простая процедура пересечения границы. Замечательно, что соседние страны отменили формальности. Что важно, не только для украинцев, но и для граждан других стран, которые вынуждены бежать от войны. Но с другой стороны, в отличие от украинцев, судьба этих людей сейчас не настолько предсказуема относительно легализации в новых странах пребывания.
Я бы сказала, что сейчас абсолютно все очень непредсказуемо. Люди сейчас в подвешенном состоянии. У всех был разный статус в Украине.
Имеем информацию, что люди, находившиеся в Украине с постоянным видом на жительство, будут проходить как граждане Украины, с теми же самыми правами, без дополнительных документов. Что касается тех, кто имел другой статус — здесь все гораздо сложнее, и пока нет конкретики.
Власти европейских стран пока еще не приняли окончательного решения относительно регулирования пребывания этих людей. Помогают белорусские общественные организации, работавшие все это время в Польше, они консультируют белорусов по юридическим вопросам.
«НН»: Какие практические советы вы бы могли дать белорусам, которые прибывают в Польшу,с чего стоит начать, какой алгоритм действий?
ПБ: Я бы советовала сразу обращаться к местным организациям: центру белорусской солидарности, «Белорусскому молодежному хабу», инициативе «Партызанкі». Они дают информацию по вопросам легализации, оказывают помощь.
Гуманитарная помощь, собранная Free Belarus Center
«НН»: Многие из беженцев выражают надежды, что это не надолго. Разделяете ли вы такой позитивный взгляд на ближайшие перспективы?
ПБ: Не знаю, возможно ли в принципе использовать слово «оптимистично» в этой ситуации. Наша жизнь (всех тех людей, которые вынуждены были уехать, и тех, кто вынужден сейчас принимать беженцев) изменилась навсегда. Она, пожалуй, никогда уже не будет такой, как раньше.
Конечно, для всех это огромный стресс. Это влечет за собой большие финансовые проблемы: люди остались без работы, без средств. К тому же белорусам заблокировали счета: имея деньги, люди не имеют никакого к ним доступа. Это усложняет ситуацию для наших граждан.
Теперь слышим, что и Paysera (литовский онлайн-банк) будет что-то подобное делать, уже присылают письма с предупреждением, что счета людей, которые не могут подтвердить свой статус в другой стране, будут заблокированы. А Paysera пользовались многие белорусы, чтобы надежно сохранить свои деньги. Эта ситуация сильно затрагивает жизнь каждого из нас.
«НН»: Какой выход может быть в ситуации, когда заблокированы карточки (украинские или белорусские)?
ПБ: Единственное, что можно посоветовать, — обращаться в пункты приема беженцев, где волонтеры могут помочь продовольствием. Также можно обратиться в Freeshop — это склад, где волонтеры собирают помощь еще с 2020 года.
В этой ситуации даже те, кто боролся за независимость Беларуси в 2020-м, 2021-м да и раньше, становятся заложниками ситуации, когда даже они воспринимаются как агрессоры. И платят за то, чего они не делали.
«НН»: Ощутимы ли изменения в отношении белорусов в Польше?
ПБ: Есть случаи дискриминации белорусов. Не могу сказать, что это происходит на всех уровнях, но встречается.
Я знаю случаи, когда людям с белорусскими номерами прокалывали шины сразу по пересечении границы. Есть случаи, когда таксисты отказываются перевозить людей, когда слышат русский язык и узнают, что у них не такой паспорт. Есть магазины, где написано, что не обслуживают людей с таким паспортом (чаще речь о российском, но иногда добавляется туда и белорусский).
Сейчас заметно изменение в отношении к белорусам. Но я надеюсь, что мы сможем переломить эту ситуацию. Ведь сейчас множество белорусов помогает Украине и деньгами, и средствами защиты, и даже сами едут туда воевать, жертвуя своей жизнью.
«НН»: Ухудшается и ситуация в Беларуси — продолжаются репрессии, углубляется изоляция. Как сейчас обстоят дела с беженцами именно из нашей страны?
ПБ: Сейчас очень много людей выезжает, но это становится все сложнее сделать: небо практически перекрыто, по земле тоже не всегда можно выехать, виз у большинства нет.
Самый распространенный маршрут — Грузия. Возможно, Россия, но это, по сути, шило на мыло.
Есть организации, которые помогают с консультациями на этот счет, «Байсол», например. Мы не занимаемся помощью по выезду из Беларуси. Сейчас весь наш ресурс идет на тех, кто требует эвакуации из Украины.
Гуманитарная помощь, собранная Free Belarus Center
«НН»: У тех наших соотечественников, которые сейчас вынужденно оказались в Польше, как правило, остается пыл и желание делать что-то для Беларуси. Где сейчас можно себя проявить и быть полезным?
ПБ: Я считаю, что то, что сейчас происходит, это наша общая борьба.
Это не вопрос войны на территории соседа, это вопрос всего региона, и Беларуси включительно. То, что происходит там, будет иметь и имеет сильное влияние на нашу жизнь.
Мне кажется, сейчас польза в помощи именно Украине. В Польше очень много различных общественных организаций, можно присоединиться в качестве волонтеров и волонтерок.