Одноклассник белоруса, воевавшего в ИГИЛ: Хорошо учился, экстремистом не был
Васильев во время фестиваля беженцев в Брегенце, 2010 год. Фото Roland Paulitsch.
Для многих друзей Дениса Васильева известие о его принадлежности к Исламскому государству стало шокирующим. Все считали, что он обжился в Австрии и хорошо себя чувствует.
«Он мало с кем общался в последнее время. Просто исчез, удалился из друзей, и на это я обратила внимание только на фоне последних событий, — говорит Ирина, школьная подруга Васильева. — Он был спокойным, уравновешенным, я бы даже сказала, незаметным. После девятого класса каждый пошёл своей дорогой. Несколько лет назад он мне писал, но диалог был ни о чём. Кажется, разговаривали о погоде».
«Нормальный весёлый парень. И учился неплохо. Ничего такого экстремистского в нём не было, если честно. Наоборот, если его чем-то обидишь, агрессии не проявлял, лишнего слова не говорил. В школе он не доучился, уехал», — вспоминает Александр, приятель Васильева по школьным годам.
Вадим, одноклассник Васильева по той же Чечерской средней школе №2, рассказывает, что в юности Дениса тянуло на приключения:
«Классе в девятом он вообще исчез из Беларуси. В результате — нелегально попал в Австрию. Вместе с кем-то пересёк горы. Остался в Австрии жить. Долго он там метался — то туда, то сюда. А со временем, спустя очень длительный период, смог получить то ли вид на жительство, то ли гражданство. Потом он отрастил себе бороду, стал похож на моджахеда. Но этот момент мы с ним не обсуждали. Внешностью и в детстве от других учеников школы немного отличался: чёрный густой волос, стрижка под каре. Но никаких кличек у Дениса не было, о его возможных восточных корнях никто не знал».
Еврорадио: Чем он занимался в Австрии?
Вадим: Говорил, что работал там на производстве сыров. В Чечерске живёт его мать. Встретил её недавно на улице. Она говорит: «С Денисом всё нормально. Высылает мне то деньги, то ещё что-нибудь». Мать раньше выпивала. А отца у него вроде и не было.
Хоть друзья и знакомые Васильева по Чечерску говорят, что он попал в Австрию ещё в несовершеннолетнем возрасте, у издания Vorarlberg Online другая информация. Сам Васильев сообщил журналисту, что в качестве беженца попал в Австрию в возрасте 22-х лет.
Другие издания сообщают, что совершеннолетия он достиг в Гродно, где жил вместе с бабушкой. В город над Неманом Васильев неоднократно наведывался, в том числе в последние годы.
Что касается работы на пищевом предприятии, о котором рассказал одноклассник Вадим, в 2010-м году на страничке в социальной сети Денис Васильев опубликовал фотографию с сырного склада в Брегенце. Иллюстрация подписана так: «32600 кругов сыра, 1200 тонн». Вероятно, на этом предприятии он действительно работал.
У Васильева были и другие шансы зацепиться за нормальную работу и нормальную по европейским меркам зарплату. Как минимум с 2012 года он полностью легализовался, а ещё в 2010-м по программе для беженцев окончил курсы на оператора кранов и погрузчиков.
Судя по странице в соцсети, на которую наткнулось Еврорадио, Васильев любил фотографировать австрийскую природу, забавных животных и еду. Все подписи под фото пристойные, выдержанные. Однако в сообщениях и комментариях присутствуют нотки нелюбви Дениса к коренным жителям Брегенца.
Один из одноклассников в комментариях высказался, что у Васильева «не жизнь, а сказка». На это эмигрант ответил: «Да, здесь очень красиво, но от действительности никуда не денешься».
Одна из белорусских знакомых Васильева в шутку предложила ему переехать в Нидерланды, мол, там сыр лучше.
«Нет, я никуда не поеду, мне больше здесь нравится, местных жителей только надо куда-нибудь депортировать, — ответил на это Васильев и спустя некоторое время добавил. — Настроение хорошее, пошутил немножко».
Васильева мог завербовать Энес Скалич, которого разыскивает Интерпол
В 2014-м записи в соцсети оборвались. Возможно, тогда Денис и связался с радикальными исламистами. Тогда же в Австрии случился всплеск вербовки местных граждан в ряды Исламского государства. Особенно остро тему начали обсуждать в начале 2015 года, после ареста в Вене проповедника Эбу Тэйма, которого обвинили в вербовке сотен человек. Особенно часто в ряды Исламского государства попадали выходцы из Чечни и с Балкан. В СМИ писали, как две несовершеннолетние девочки попали на территорию, которую контролирует ИГ, и там погибли.
После ареста Эбу Тэйма австрийские правоохранители вышли на другого вербовщика — австрийца с боснийскими корнями Энеса Скалича. Его разыскивает Интерпол. Жил Скалич в Брегенце — там же, где и Васильев.
Босс австрийской госбезопасности Эрих Шверцлер пока не подтверждает эту связь. Не известно спецслужбам и то время, когда Денис Васильев радикализировался и что этому поспособствовало.
В Министерстве иностранных дел Беларуси пока не сообщают никакой официальной информации относительно гибели нашего земляка в Сирии. В Чечерском райисполкоме информации о гибели Дениса Васильева тоже нет.
Высказывается мнение, что тело убитого не смогут доставить в Беларусь из-за боевых действий в Сирии.