БЕЛ Ł РУС

Беларусь — инвестиционная дыра в центре Европы?

4.07.2017 / 13:06

Роман Мамчиц

Пишет Роман Мамчиц.

Вскоре Белстат обнародует результаты инвестиционной деятельности в Беларуси за первое полугодие 2017 года. Скорее всего, они окажутся хуже прошлогодних показателей. А 2016 год и предыдущие годы характеризовались планомерном снижением активности на белорусском рынке иностранных инвесторов. Можно говорить, что наша страна все менее и менее интересна иностранному капиталу.

В прошлом году в экономику Беларуси поступило $8,56 миллиарда иностранных инвестиций. За последнее десятилетие их объем возрос на 112%, однако после пика притока, который был достигнут в 2014 году (более $15 миллиардов) произошло снижение.

То есть, динамика иностранных инвестиций в экономику Беларуси, очевидно, развивается по принципу «шаг вперед — два назад». Причем в силу неразвитости фондового рынка — биржи ценных бумаг попросту нет — значительно преобладают прямые инвестиции. Это вложение ресурсов в предприятие в целях осуществления контроля над ним. Таких инвестиций в прошлом году было 80,9%. А портфельных инвестиций — вложение в ценные бумаги без цели управления предприятием — мизер, всего 0,03%.

Остаток приходится на иные иностранные инвестиции, к которым в статистике обычно принято относить долгосрочные кредиты других стран. К тому же, в эту категорию относят кредиты международных кредитных организаций (например, МВФ), коммерческие кредиты поставщиков (если поставщик отгружает товар, но не требует за него деньги сразу, а дает отсрочку оплаты), авансы и просроченные платежи.

Добавим, что портфельные иностранные инвестиции за последнее десятилетие снизились на 12,5%, что можно считать свидетельством деградации фондового рынка страны, особенно рынка корпоративных ценных бумаг. Косвенным свидетельством такого процесса может служить крайняя неразвитость инфраструктуры: сайтов, аналогичных службам предоставления котировок и раскрытия информации (сведений о финансовом состоянии предприятий) в западных странах и даже в России с Украиной, в Беларуси нет, на сайте Белорусского валютно-фондовой бирже нет информации об эмитентах, барахлит служба предоставления котировок, широко разрекламированная система БЕКАС крайне неудобна для работы с программами математического анализа динамики котировок. По объемам торгов акции предприятий значительно уступают государственным ценным бумагам.

Значительное оживление белорусского фондового рынка наблюдалась в 2012—2014 годах. За предшествовавшее этим годам десятилетие объем портфельных иностранных инвестиций в белорусскую экономику возрос на 3800%, с $600 тысяч до рекордного объема $23,4 миллиона. Однако теперь он вернулся на грешную землю — до $2,8 миллиона.

Это, конечно же, значительно выше показателей начала 2000-х, однако падение, наблюдавшееся параллельно со стремительным обесцениванием национальной валюты, свело на нет все потуги белорусского бизнеса по построению цивилизованного фондового рынка.

Вместе с тем, впрочем, недопустимо представлять все в черных красках. Так, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (т.е. без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) возросли за последние 10 лет на 1065%, превысив в минувшем году $1,3 миллиарда.

При всем прочем бросается в глаза то, что мировой экономический кризис 2008—2009 годов на объеме иностранных инвестиций в белорусскую экономику никак не отразился. Это можно расценить как признак значительной оторванности (даже в большей степени, чем в России и других странах Таможенного союза) Беларуси от мировой экономики. Зато привязка к российской экономике налицо: после введения санкций и контрсанкций, а также начала падения цен на нефть все показатели иностранных инвестиций, как мы видим, стремительно обвалились.

За последнее время в Беларуси было два крупных экономических кризиса: первый — в 2011 году, — можно сказать, был запоздалым отголоском мирового кризиса конца 2008 года. Спада иностранных инвестиций тогда не наблюдалось, поскольку властям довольно скоро удалось обуздать этот кризис, вернуть предыдущие значения макроэкономических показателей и средних зарплат. Нынешний же кризис, наблюдающийся с 2014 года, оказался намного серьезнее, его можно сравнить с экономической катастрофой 1998 года, когда Лукашенко «взялся за яйца, а масло пропало»: курс доллара возрос почти вдвое, средняя зарплата в долларовом эквиваленте упала с $620 до $350, соответственно, на фоне роста складских запасов обвалился ВВП (валовой внутренний продукт), около 30% акционерных обществ стали убыточными, 350 тысяч работников убыточных предприятий находятся на грани увольнения.

Какие сюрпризы нам может преподнести инвестиционная статистика за первое полугодие? На основе промежуточных данных можно сказать, что ситуация по сравнению с прошлым годом ухудшается. Проанализировав данные по белорусским предприятиям, выставленным за последние 6 месяцев этого года на приватизацию, можно сказать, что невозможно ожидать повышения активности ни в сфере прямых инвестиций, ни, тем более, в сфере портфельных инвестиций. Скорее всего, эти предприятия являются активами, от которых государству необходимо избавиться, поскольку они не приносят желаемого дохода. Финансовое состояние этих предприятий не известно, не была предоставлена ни их финансовая отчетность, ни цена, по которой активы будут продаваться. Известно, что за первый квартал 2017 года возросла доля прямых иностранных инвестиций, доля портфельных сократилась, что, безусловно, говорит не в пользу отечественного фондового рынка. Крайне негативную роль сыграло то, что с января текущего года Министерство финансов прекратило публикацию даже тех квартальных отчетов немногих крупнейших эмитентов, которые публиковались ранее на его сайте. Это весьма чувствительный удар по портфельным инвестициям и вообще по инвестиционной активности в Беларуси. Таким образом, вся совокупность факторов сводится к тому, что инвестиционные показатели, в том числе иностранной инвестиционной активности, за первое полугодие покажут стагнацию.

Читайте также:

Комментарии к статье