Ярослав Романчук дает прогноз, когда закончится война. И рассказывает, чем сейчас занимается и как его шокировали заявления Бабарико
Поговорили с экономистом, кандидатом в президенты 2010 года Ярославом Романчуком о последних громких событиях и его жизни в Украине во время войны.
Ярослав Романчук. Фото: Facebook
Чем сейчас занимается Романчук
Ярославу Романчуку 59 лет. Он был одним из десяти кандидатов на президентских выборах в 2010 году. Тогда ЦИК дал ему третье место, нарисовав 1,98%. Белорусский политик и экономист с 2021 года живет в Украине.
Во время разговора с «Нашай Нівай» (он состоялся 19 декабря в 15‑ю годовщину Площади) Романчук находился у себя дома в Киеве без электричества, что было скорее нормой, чем исключением. Без электричества в Киеве сейчас приходится проводить от 8 до 16 часов в сутки.
Но за столько лет войны люди уже адаптировались к тяжелым бытовым условиям, говорит Романчук, хотя в обществе существует раздражение, которое вызывает внутренняя коррупция.
Романчук рассказывает, чем сейчас занимается.
«Я являюсь президентом Международного института свободы. Это мозговой центр, созданный украинскими бизнесменами и интеллектуалами, которые ориентируются на продвижение идеи, теории и практики свободного рынка и капитализма. Грубо говоря, это то, чем я занимался в Беларуси последние 30 лет в рамках научно-исследовательского центра Мизеса. Такого рода мозгового центра в Украине раньше не было», — отмечает Романчук.
Экономист объясняет, что эта работа связана с написанием научных материалов, разработкой различных документов и программ по экономической политике. Опыт проведения системных экономических реформ в Украине будет очень ценным для постлукашенковской свободной Беларуси, считает Романчук.
Скриншот: ilibertyinstitute.org
Одновременно с работой в институте Ярослав Романчук является приглашенным лектором Украинского католического университета.
«Это один из лучших частных университетов Украины. Я читаю там для студентов курс макроэкономики на английском языке. Одновременно я был советником Совета национальной безопасности и обороны, мы там работали над экономической доктриной Украины», — рассказывает Романчук.
Также он является главным экономистом и идеологом в гражданском объединении «Вільна нація».
В феврале 2026 года Романчук собирается презентовать очередную книгу, которая называется «Украинская платформа бизнеса». Свою первую книгу в Украине Романчук издал еще летом 2023 года (она называлась «Новый Запад. Украинская мечта»).
Ярослав Романчук. Фото предоставлено героем материала
Из-за загрузки политик уже почти год не выкладывает новых видео на своем ютуб-канале (на нем 21 тысяча подписчиков), где раньше анализировал экономику Беларуси. Но еженедельно выступает экспертом на канале «Обычное утро».
Когда закончится война?
В прошлом интервью «Нашай Ніве» в начале марта 2024 года Романчук рассуждал, что война будет затяжной. Тогда он ссылался на точку зрения политика Андрея Илларионова, который еще в начале конфликта сказал, что война в лучшем случае закончится во второй половине 2025 года.
«Сейчас ситуация поменялась, появился мощный, абсолютно непредсказуемый фактор, «черный лебедь» в виде рыжего Трампа», — говорит Ярослав Романчук.
Он прогнозирует, что война, скорее всего, продлится еще около двух лет. «Это не оценка, это просто ощущение. По тем трендам, которые есть, скорее всего, 2027 год станет годом, когда стоит ждать в той или иной степени окончания или, скажем так, паузы этого конфликта», — считает экономист.
Романчук отмечает, что, несмотря на негативные внешние и внутренние факторы, в украинском обществе нет апатии, уныния и настроений «давайте сдаваться».
Ярослав Романчук. Фото предоставлено героем материала
«Дух украинцев — это абсолютно феноменальная вещь, которая заряжает любого человека, сюда попадающего. До сих пор опросы показывают, что 65-70% украинцев верят в победу и полное освобождение страны».
Скандал с Миндичем и рейтинг Зеленского
Комментируя недавний коррупционный скандал вокруг «Энергоатома» (один из главных его фигурантов — Тимур Миндич, совладелец студии «Квартал 95» и соратник Владимира Зеленского), Романчук констатирует, что внутренняя коррупция, к сожалению, во время войны никуда не делась, а только притихла на первые полгода.
«Это было абсолютно идеальное время для проведения глубоких системных реформ, которое украинские власти упустили. Хотя мы — и я лично — готовили предложения, была готова программа, но вот украинское «глубинное государство», к сожалению, мобилизовалось и вернулось назад.
Поэтому мы слышим про все эти скандалы с «Миндичгейтом», с бывшим министром энергетики [Германом] Галущенко, а если помните, все начиналось с яиц по 17 гривен за штуку — тогда это была в разы завышенная цена на обычные яйца для войска».
Романчук полагает, что борьба с коррупцией — это не столько результат работы силовых структур, сколько журналистов-расследователей и той части антикоррупционной инфраструктуры, которая достаточно давно работает в Украине.
«Но чего, надо признать, не делают украинцы — они не ликвидируют источники коррупции, они просто пытаются найти людей, которые на этих постах в этой системе будут работать по-другому. А оно так не работает.
Поэтому существует раздражение в обществе, уже был «картонный» майдан в защиту САП и НАБУ.
Потом на майдан выходили в поддержку перераспределения ресурсов на ВСУ, а не на расходы местных властей, которые, на мой взгляд, тоже являются огромными, раздутыми. Когда пошел «Миндичгейт», естественно, появилось много вопросов относительно того, как Зеленский втянут или не втянут, что он делает или не делает», — объясняет экономист.
Владимир Зеленский. Фото: УНИАН
По словам Романчука, все эти скандалы, особенно последний, повлияли на рейтинг Зеленского и на доверие к власти.
«Но как только это случилось, на этом фоне снова пошли заявления Трампа, давление на Зеленского — и его рейтинг снова повысился до 61%. Похожая ситуация была после конфликта Трампа с Зеленским в Овальном кабинете.
В такие моменты народ объединяется вокруг президента. Потому что Зеленский — это не столько менеджер или руководитель, который должен отвечать за состояние внутренних систем, сколько человек, который олицетворяет защиту страны в переговорах с внешним миром».
При этом, отмечает экономист, когда внешнего давления нет, люди сразу же больше внимания обращают на внутренние проблемы, тормозящие экономику.
Однако Романчук уверен, что, несмотря на проблемы, большая часть украинского общества не готова сдаваться и идти на уступки России — в частности, в плане сдачи территорий в обмен на возможное прекращение войны.
«Сторонники такого подхода есть, но они в меньшинстве. Думаю, что если бы теоретически состоялся референдум, то за сдачу территорий проголосовали бы 10-15% украинцев», — считает Романчук.
Майдан Независимости в Киеве. Фото: «Наша Ніва»
Высылка белорусских политзаключенных и неоднозначные высказывания Бабарико
В Украину недавно были выдворены более 100 политзаключенных, среди которых оказались Виктор Бабарико и Мария Колесникова. Это очень важное для Беларуси событие, по наблюдениям политика, было малозаметным в украинском обществе.
«Украинский народ в целом воспринял хорошо тот факт, что страна приняла политзаключенных из Беларуси. Все понимают, что это была принудительная высылка, что Лукашенко — враг Украины и пособник России. Люди, которые являются врагами Лукашенко, естественно, были восприняты позитивно».
Сам факт высылки политзаключенных в воюющую Украину Романчук называет попыткой Лукашенко и Путина «столкнуть нас лбами»: чтобы в случае отказа Украины принять людей показать, какие украинцы «плохие».
«Думаю, рассчитывали на провокацию и именно на такой информационный эффект, но у них ничего не вышло. Украинцы всех встретили, накормили, обогрели.
Если же говорить в общем, то для Украины высылка более 100 белорусских политзаключенных не стала топовым событием. Это совпало с американскими сюжетами, обстрелами Одессы, отключениями света. То есть если новость о белорусах и попала в топ-10, то где-то в самом конце списка», — считает Романчук.
Соответственно, не вызвали большого резонанса в обществе и неоднозначные высказывания Виктора Бабарико о принадлежности Крыма и истоках войны.
Что касается лично Ярослава Романчука, то его заявления Бабарико шокировали.
Виктор Бабарико в Чернигове 14 декабря 2025 года. Фото: Maksym Kishka Anadolu / Getty Images
«Бабарико был и остается человеком, который не осознал совсем другую ситуацию и статус нацистского кремлевского режима, не осознал пагубность белорусской тоталитарной системы», — возмущается политик.
Романчук добавляет, что и в 2020‑м Виктор Бабарико не был его кандидатом. Политик считает: если в ближайшее время Бабарико и Колесникова не изменят и четко не озвучат свою позицию, то к ним нужно будет относиться соответствующим образом.
«Если они в ближайшую неделю-две не сделают четких заявлений в отношении преступной войны России против Украины, не выскажутся однозначно относительно агрессора Лукашенко, тогда с ними не о чем разговаривать.
Что касается Украины, то тут их высказывания особо не обсуждаются. К счастью, Беларусь тут ассоциируется с Тихановской, с калиновцами и другими находящимися здесь белорусами», — полагает Романчук.
Трудности с легализацией и украинская бюрократия
Романчук признается, что ему приходится ежегодно бороться с украинской бюрократией, когда приходит время обновлять временный ВНЖ.
«Я живу в Украине с 2021 года, у меня есть постоянное место работы, я человек известный в украинских правительственных и общественных кругах, часто выступаю по телевидению, у меня есть документы о том, что я являюсь советником, но все равно каждый год приходится обновлять документы, а бюрократия в Украине дикая», — отмечает экономист.
Ярослав Романчук вместе с Михаилом Подоляком и Анатолием Лебедько на встрече в Киеве. Фото: страница в Facebook Ярослава Романчука
Романчук замечает, что белорусам ПМЖ в годы войны Украина почти не выдавала, но надеется, что в следующем году ему удастся получить этот статус.
«Вообще считаю, что нужно ставить вопрос о снятии ограничений с граждан Беларуси, особенно в случае постоянного проживания в Украине», — говорит он.