Сколько в Беларуси экзорцистов и по каким признакам они определяют, из кого нужно изгонять дьявола
Тема экзорцизма, или изгнания злых духов, давно вышла за пределы церковных стен и прочно закрепилась в массовой культуре благодаря фильмам ужасов. Однако реальность существенно отличается от сценариев блокбастеров. В Беларуси официально действуют несколько священников-экзорцистов. Их работа — это не столько зрелищные ритуалы и спецэффекты, сколько долгая духовная терапия, распознавание психологических проблем и помощь людям, которые запутались в жизни.
Темы одержимости дьяволом и экзорцизма стали излюбленными в фильмах ужасов. Кадр из комедийного фильма «Очень страшное кино 2»
Не магия, а служение
Согласно Кодексу канонического права Католической Церкви, никто не может совершать обряд торжественного экзорцизма над одержимым без специального разрешения местного епископа.
Такой мандат получают только те священники, которые отличаются глубокой набожностью, знаниями, рассудительностью и безупречной жизнью.
Это сделано в целях безопасности: как объясняет ксендз Андрей Рылко, в открытой борьбе с дьяволом ошибка может дорого стоить, поэтому Церковь не позволяет использовать эту власть из субъективных намерений.
Современные экзорцисты подчеркивают, что настоящая одержимость — явление очень редкое. Чаще всего люди, которые обращаются за помощью, страдают от психических расстройств или последствий тяжелых жизненных ситуаций. Именно поэтому одним из главных требований к экзорцисту является сотрудничество с медиками, в частности с психиатрами. Перед началом молитв священник должен иметь моральную уверенность в том, что проблема имеет духовный, а не медицинский характер.
Учитывая сложность диагностики и риск ошибки, Ватикан требует, чтобы в каждой епархии был как минимум один специально подготовленный священник, способный квалифицированно разобраться в ситуации и при необходимости провести обряд.
Как объясняют католические священники, экзорцизм — это особая форма благословения и молитва, призванная ликвидировать влияние сатаны. При этом важно отличать «великий экзорцизм», направленный на изгнание демона из одержимого, от молитв об освобождении и исцелении, которые могут практиковать и другие священники для помощи людям, страдающим от духовного угнетения.
Сколько в Беларуси экзорцистов
Точное число действующих экзорцистов назвать сложно в силу отсутствия единого публичного списка, ротации кадров и специфики служения, однако известно о назначениях в разных регионах страны.
Архиепископ Станевский назначает экзорцистом францисканца отца Леха Баханека. Фото: Catholic.by
В Минско-Могилевской архидиоцезии весной 2022 года архиепископ Юзеф Станевский наделил полномочиями экзорцистов троих священников. Среди них — настоятель минского прихода Воздвижения Святого Креста на Кальварии ксендз Андрей Сипович, а также монахи из нищенствующих орденов: конвентуальный францисканец (OFMConv — аббревиатура монашеской конгрегации) отец Лех Баханек из Ивенца и францисканец (OFM) отец Собеслав Томала из Солигорска.
Экзорцист Минско-Могилевской архидиоцезии конвентуальный францисканец отец Андрей Сипович, настоятель Кальварийского костела. Фото: инстаграм прихода
Экзорцист Минско-Могилевской архидиоцезии конвентуальный францисканец отец Лех Баханек из Ивенца. Фото: Catholicnews.by
Экзорцист Минско-Могилевской архидиоцезии францисканец отец Собеслав Томала из Солигорска. Фото: Katolik.life
Отец Собеслав Томала — личность знаковая. Польский священник, который служит в Беларуси более 20 лет, в 2019 году оказался под угрозой высылки: власти не хотели продлевать ему разрешение на служение. Только благодаря активному сбору подписей и усилиям верующих священника удалось отстоять, и он продолжает свою миссию в городе шахтеров.
В 2016 году в Беларуси был назначен общенациональный экзорцист, которым стал конвентуальный францисканец отец Ян Валерьян Херник, который, правда, в скором времени умер после тяжелой болезни. Сведений о назначении нового общенационального экзорциста нет. Фото: Catholicnews.by
В Витебской диоцезии ситуация с кадрами складывалась драматично. Долгое время здесь служил отец Ян Валерьян Херник, который в 2016 году был даже назначен общенациональным экзорцистом Беларуси. Однако по причине тяжелой болезни он выехал в Польшу, где отошел в вечность в 2018 году.
Другой священник, ксендз Павел Кнурак, который служил в Лынтупах и Витебске, был вынужден покинуть страну, так как власти без объяснения причин отказали ему в разрешении на работу.
Епископ Витебский Олег Буткевич тогда эмоционально прокомментировал эту ситуацию: «Искренне жаль, но коммунизм у нас еще не закончился, так как до сих пор священникам не дают возможности работать на пользу Бога, на пользу страны».
Экзорцист Витебской диоцезии ксендз Александр Жерносек из ордена мариан. Фото: Redemptor.by
Экзорцист Витебской диоцезии Николай Тихонович из Глубокого. Фото: Catholicnews.by
Сегодня в Витебской диоцезии служение экзорцистов несут ксендз Александр Жерносек из ордена мариан (MIC), известный своими проповедями в интернете, а также ксендз Николай Тихонович из Глубокого.
Экзорцист Гродненской диоцезии ксендз Чеслав Павлюкевич из Росси. Фото: Catholicnews.by
В Гродненской диоцезии одним из самых опытных специалистов в этой сфере является ксендз Чеслав Павлюкевич из Росси, который занимается практикой экзорцизма более десяти лет. В Пинской диоцезии известно о деятельности ксендза Андрея Шута из Рогачева.
Как распознать одержимость и что происходит во время ритуала
В фильмах одержимость всегда показывают зрелищно: голова крутится на 360 градусов, жертва летает по комнате. Реальность более прозаична, но не менее жуткая.
Священники выделяют ряд симптомов, которые могут свидетельствовать о присутствии злого духа. Среди них — понимание и способность говорить на языках, которых человек никогда не изучал, сверхъестественная физическая сила, знание скрытых вещей, а также резкое отвращение к святыням: кресту, иконам, святой воде.
Иногда одержимость сопровождается изменением голоса, приступами безумия или даже появлением на теле знаков и ран.
Сам обряд экзорцизма — это не магическая формула, а молитвенный приказ, который священник от имени Бога отдает демону, заставляя того покинуть тело человека. Это может быть долгий и изматывающий процесс, который занимает недели или даже месяцы.
Как объясняют белорусские священники, экзорцист — не супермен, который одним взмахом руки прогоняет зло. Без искреннего желания самого человека изменить жизнь, покаяться и отвернуться от греха даже самый опытный священник может оказаться бессильным.
Больше разговоров, чем ритуалов
Как рассказывал ксендз Чеслав Павлюкевич, люди часто приходят к экзорцисту как к последней инстанции, имея искаженное представление о природе своих проблем. Многие ищут быстрого избавления от жизненных неурядиц, воспринимая ритуал как магическое действие.
Священник отмечал, что часто причина кроется не в одержимости, а в отсутствии любви, неумении прощать или вовлеченности в оккультные практики.
«Если человек проявляет свой гнев по отношению к своему ребенку или другому человеку, не проявляет любви — это не значит, что человек одержим. Я спросил бы: возможно, ему не хватает любви?» — рассуждал экзорцист.
Работа священника в таких случаях начинается с долгого разговора. Иногда выясняется, что человеку нужно просто искренне исповедаться, наладить молитвенную жизнь и отказаться от посещения гадалок, которые, по словам священников, часто и становятся причиной духовных проблем.
«Сатана обладает силой, но лишен любви. У него есть «бизнес»: я тебе помогу, но ты должен будешь за это заплатить. Прежде всего заплатить своим счастьем», — предупреждает ксендз Павлюкевич.
Экзорцизм онлайн
Белорусские священники идут в ногу со временем и используют современные технологии для духовного просвещения. YouTube-каналы стали площадкой, где можно получить ответы на сложные вопросы без визита в закрытую комнату экзорциста. Ксендз Александр Жерносек и ксендз Николай Тихонович регулярно публикуют видео с лекциями и размышлениями.
На ютуб-канале PAX TV, который ведут ксендзы Юрий Санько и Юрий Жегарин (почему-то исключительно на русском языке), вышла серия роликов, в которых простым языком объясняет сложные вещи, связанные с мистикой, экзорцизмом и верой.
Главный посыл, который священники стремятся донести через экраны: не стоит искать дьявола под каждым кустом.
«Мы не можем фокусироваться только на дьяволе и искать, что связывает меня с ним. Мы должны фокусироваться на Боге», — также подчеркивает ксендз Чеслав Павлюкевич.