БЕЛ Ł РУС

Белорусам приказали больше рожать и жить дольше. Но как решить проблемы с демографией?

14.01.2026 / 19:41

Nashaniva.com

На Всебелорусском народном собрании постановили увеличить рождаемость и среднюю продолжительность жизни. Насколько это реалистично, «Наша Ніва» обсудила с экономистом Львом Львовским.

Иллюстративный снимок. Фото: lookby.media

Чтобы увеличить продолжительность жизни, нужно заняться мужчинами

В следующие пять лет власти поставили цель повысить рождаемость с 6,5 до 7 человек на тысячу, снизить смертность и увеличить среднюю продолжительность жизни до 76,5 года против 74,7 года сейчас.

Львовский обращает внимание на то, что важно считать показатели ожидаемой рождаемости в пересчете именно на женщину, а не на тысячу или сто тысяч населения в целом.

«В пересчете на сто тысяч населения можно легко обмануться из-за разных размеров когорт. Поэтому для социально-экономических показателей важна пропорция, сколько детей рождается в пересчете на женщину. И здесь у нас пока что все плохо», — говорит эксперт.

А чтобы увеличить среднюю продолжительность жизни, нужно заняться мужчинами.

«В Беларуси главный провал в средней продолжительности жизни наблюдается именно по мужчинам (69,3 года). По женщинам показатели у нас неплохие (79,8 года), вполне европейские, а вот мужчины у нас в среднем умирают на 10 лет раньше.

Иллюстративный снимок. Фото: «Наша Ніва»

Преждевременная смертность среди мужчин начинается лет с 40, поэтому в этом направлении действительно есть чем заниматься», — говорит Львовский.

Первым шагом на этом пути Львовский называет сбор статистических данных.

«Для начала нужно начать собирать настоящую статистику, так как именно в медицине и здравоохранении статистика у нас собирается очень плохо.

Происходит много фальсификаций на разных уровнях, существуют так называемые политизированные болезни, от которых нельзя умирать, поэтому докторам приходится делать определенные махинации, чтобы не вписывать их в причины смерти», — объясняет эксперт.

Во-вторых, по мнению Львовского, нам необходима пропаганда в хорошем смысле этого слова и другие меры, направленные на то, чтобы люди меньше сами наносили вред своему здоровью и в частности меньше курили.

«Также нужно изменить культуру питья. По абсолютным цифрам выпитого алкоголя белорусы не рекордсмены, но по избыточной смертности среди мужчин — мы рекордсмены, поэтому дело здесь не только в общем объеме употребленного алкоголя, но, по всей видимости, и в культуре питья», — считает эксперт.

Иллюстративный снимок. Фото: lookby.media

Среди методов в борьбе со злоупотреблением алкоголем и курением — это повышение акцизов и ограничения на продажу алкоголя по времени.

«В некоторых странах еще, например, делают так, что повышают акциз на крепкий алкоголь, чтобы люди переходили с условной водки на условное вино», — добавляет Львовский.

Далее эксперт отмечает, что в Беларуси повышенная смертность среди сотрудников на вредных предприятиях.

«Согласно официальной статистике, у нас высокая смертность от грязного воздуха, хотя с качеством воздуха в Беларуси проблем нет. Поэтому, опираясь на эти данные, мы можем прийти к выводу, что этот грязный воздух мужчины находят в грязных цехах», — обращает внимание Львовский.

Иллюстративный снимок. Фото: «Наша Ніва»

«Для экономики одинаково важно как стимулировать рождаемость, так и сохранять жизнь. Если мы поощрим семью родить еще одного ребенка, то экономика получит трудоспособного гражданина только лет через 18, а если мы предотвратим раннюю смерть, то мы сохраним уже трудоспособного человека», — объясняет экономист.

Как повысить рождаемость?

Чтобы семьи хотели заводить детей, нужно создать соответствующие условия.

«Если говорить про рождаемость, то в экономическом плане у ребенка есть две ценности: денежная и временная, так как чтобы его воспитать, нужно с ним проводить много времени. В Беларуси правительство обычно субсидировало денежную ценность ребенка. До 2017 года денежные стимулы показывали хороший эффект, но позже, еще за несколько лет до 2020-го, все пошло на спад», — отмечает эксперт.

По мнению Львовского, это означает, что все более важной становится временная ценность, когда рождение ребенка начинает вступать в конфликт с карьерой.

«Этот аспект также можно субсидировать и помогать молодым семьям и потенциальным родителям. Но в этом направлении в Беларуси мало что делается.

У нас большие проблемы с яслями. Детских садов формально достаточно, но особенно в крупных городах они часто находятся не в новых районах, где живет много молодых семей, а в центральной части городов, добираться куда занимает много времени».

Иллюстративный снимок. Фото: lookby.media

Необходимо найти баланс между карьерой и родительством

Помимо открытия яслей и новых садов, Львовский считает важным либерализовать эту сферу, чтобы было больше частных учреждений.

«Также стоит пересмотреть трудовое законодательство, чтобы сделать более гибкими условия трудовых договоров в вопросах родительства. Например, чтобы молодая мать или отец могли половину или треть времени работать удаленно».

Декретный отпуск в три года экономист считает слишком продолжительным.

«Часть населения рада тому, что им дают возможность так долго сидеть в декрете, но часть может даже отказаться от того, чтобы родить, так как женщина не готова на три года выйти из карьеры. И здесь мы снова сталкиваемся с проблемой с яслями, когда некуда отправить двухлетнего ребенка.

Другими словами, нам нужно ослабить конфликт между родительством и карьерой, а для этого нужен действительно комплексный подход», — считает Львовский.

Эмиграция может обнулить рост рождаемости

Не менее важным вопросом в белорусских реалиях является миграция. Так как не важно, какая будет рождаемость, если люди, достигшие трудоспособного возраста, будут уезжать из страны.

«Нам нужно остановить эмиграцию и начинать привлекать иммигрантов. В Беларуси все плохо в обоих аспектах.

Чтобы остановить эмиграцию, нужно стабилизировать ситуацию и остановить репрессии. Но здесь нужно понимать, что репрессии действуют не только непосредственно в том случае, когда из страны уезжает человек, которому что-то угрожает. Иногда люди уезжают и тогда, когда пришли к соседу.

Иллюстративный снимок. Фото: lookby.media

Есть и более сложные процессы. Например, у нас с 2020 года уволили чуть ли не четверть всех преподавателей в вузах. В результате снизилось качество образования, что может привести к ситуации, когда даже неполитизированная семья захочет, чтобы их ребенок поступил за границу, так как в Беларуси он, например, не получит качественное экономическое или историческое образование.

Ведь все, кто что-то понимал в экономике, давно уволены, и вместо них остались пропагандисты, которые вместо учебников читают выступления Лукашенко», — говорит Львовский и добавляет, что образование стало очень политизированным.

И подобные косвенные факторы наблюдаются не только в области образования, но и, например, в медицине, когда проблему с нехваткой медиков решают преимущественно методом кнута.

Например, увеличивают долю мест для целевиков, чтобы закрыть проблему на время отработки, но тем самым отбивая желание поступать у других.

«Метод кнута всегда работал не очень эффективно даже во времена СССР в условиях закрытых границ, а когда границы открыты, то метод кнута кого-то заставит остаться и работать, а других подтолкнет к тому, чтобы уехать из страны.

В результате из-за всеобъемлющих репрессий падает общий уровень жизни, что подталкивает к эмиграции в том числе неполитизированную часть общества», — отмечает Львовский.

Читайте также:

Комментарии к статье