Викторию Кульшу освобождали с гипсом на шее: «Перелом позвонков — это результат физического насилия в колонии»
Виктория Кульша была освобождена с другими политическими заключенными 13 декабря прошлого года с тяжелой травмой — переломом двух шейных позвонков, который она получила в женской колонии №24 (Заречье). Из-за необходимости носить гипсовый корсет женщина избегала фотокамер сразу после пересечения границы, а на сам обмен ее доставляли непосредственно из медчасти гомельской колонии, куда она попала после срочной госпитализации. Что с ней случилось, Викторию спросила «Новая газета Европа».
Виктория Кульша на свободе в Швейцарии. Фото: Ольга Класковская / «Новы Час»
Когда автобусы со 109 пассажирами-политзаключенными пересекли украинскую границу, конечной точкой стал военный госпиталь в Черниговской области. Их разместили в палатах, и Виктория сразу попросила медиков снять с нее гипс, пишет издание.
Но украинские врачи отказались: не имея на руках результаты МРТ и КТ, они не могли взять на себя такую ответственность. И тогда Виктория попросила соседок по палате помочь ей.
Ножницами, все вместе по кусочку они смогли разрезать, разломать, раздолбать гипсовый корсет.
Виктории просто не хотелось, чтобы ее видели в таком состоянии.
Сейчас она лечится в Польше.
— Перелом позвонков — не результат избиения. Но это результат физического насилия в колонии. Других подробностей я пока рассказать не могу. Но если вы хотите знать, подвергалась ли я избиениям и физическому насилию на протяжении всех пяти с лишним лет за решеткой, — да, подвергалась. И не один раз. И не только я.
По ее словам, бьют не только политзаключенных и не только сотрудники администрации. Сами осужденные также любят расправляться с соседками по отряду.
— 68‑летнюю политзаключенную Елену Гнаук сотрудники не били. Но ее били женщины из отряда, — говорит она.
Ее осужденные не трогали. Но били сотрудники.
— Если бы я упала, то добивали бы ногами, — говорит она.