«Новых петрушек выпустили, скоро посмеемся». Боты как по методичке комментируют освобождение политзаключенных
Пропагандистские сети оперативно отреагировали на новости об освобождении новой группы политзаключённых. Собрали основное.
Встреча Алеся Беляцкого. Фото: «Наша Ніва»
Первым делом боты начали обесценивать жертвы заключенных, задавая риторический вопрос:
«А что эти люди сделали для Беларуси?»
И сами же предлагают традиционные ответы:
«Ничего», «Чуть не довели Беларусь до войны».
Чтобы усилить градус ненависти, в ход идут сравнения с мусором и ненужными вещами:
«Выкинули мусор», «Всю шелупень ненужную выкидывают», «Отработанный материал».
Встречаются и комментарии, где авторы сомневаются в решении властей:
«Зря выпустил», «Зря», «Не знаю, может, зря».
Однако основной упор делается на прогнозирование конфликтов. Боты изо всех сил стремятся доказать, что освобождение новой группы политзаключенных приведет к обострению разногласий внутри демократических сил:
«Тихановская сейчас в шоке. Как они все власть делить будут? Бедная Света», «У Светы траур. Только от Сережи отбилась, а тут целая толпа конкурентов в борьбе за европейские гранты. Беда!», «Свете нужно подготовить бухгалтерию. Банкир приехал».
Другие подхватывают эту тему, называя политические процессы шоу или цирком:
«Новая игра — кто будет президентом», «А вот и второй сезон начался. Серега не вытягивал. Новые персонажи будут», «Сейчас начнется второй сезон юмора. Будем смотреть всем миром. Ох, сейчас начнут грязью поливать всех и вся», «Вам Тихановского мало? Решили весь театр собрать», «Новых петрушек выпустили, скоро посмеемся», «В бригаде скоморохов пополнение. Начинается новая серия шапито».
Особое внимание в методичках уделяется внешнему виду заключенных. Пропаганда цинично утверждает, что тюремные условия пошли людям на пользу:
«Как с курорта приехали», «Все выглядят намного лучше, чем были. Сытые и довольные».
Особенно грубо боты проходится по конкретным лицам. Вот что пишут относительно вида Марии Колесниковой:
«У Колесниковой фейс еле в объектив влез», «Колесникова как на курорте побывала».
Не обошли вниманием и Нобелевского лауреата Алеся Беляцкого:
«Помолодел», «Выглядит лучше, чем раньше», «Чем кормили? Как после санатория…».
На фоне оскорблений политзаключенных боты активно продвигают нарратив о мощи и самостоятельности диктатора. Они стремятся доказать, что в переговорном процессе последнее слово остается исключительно за Лукашенко:
«Все делается на условиях Лукашенко!!! Батька — сила!!!», «Лукашенко очередной раз показал свое благородство и то, что он никого не боится!», «Никакого давления Лукашенко не боится!! Зачем их содержать в тюрьме? А как договоришься, и они вроде бы сработали, и для страны санкции сняты», «Батька красава. Сделка огонь», «Лукашенко просто красавчик».
Еще один популярный тезис касается экономии средств. Пропагандисты пытаются убедить аудиторию, что освобождение — это способ избавиться от лишних расходов:
«Он их выпустил, чтобы не кормить 120 человек. Долой их с баланса налогоплательщиков», «Пусть их всех на удобрения поменяют. Нечего дармоедов содержать», «Если бы это были люди, то они остались бы в Беларуси».
И, конечно, боты не забывают в очередной раз высказаться относительно Светланы Тихановской, стремясь полностью нивелировать ее роль в процессе:
«Никакой заслуги Тихановской нет. Американцы пообещали покупать белорусский калий в обмен на освобождение политзаключенных», «Она тут причем? Санкции не она накладывала и вообще она кого-нибудь встретила из них сегодня?», «В Беларуси Тихановская никто».